Как Пишутся Ноты На Линиях
В старинной музыке ключ Фа изредка встречался, показывая ту же ноту, и на других линиях нотоносца, но тогда он назывался уже не басовым, а баритоновым (если писался на третьей линии ) или басопрофундовым (если писался на пятой линии ) ключом:
В средние века (в частности, в хоровой полифонической музыке строгого стиля ) широко применялся также ключ До (С ), определявший местонахождение на нотном стане ноты до первой октавы. Его современный внешний вид по форме напоминает латинскую букву С.
Ключ До мог помещаться на любой линии нотоносца — в зависимости от голоса, для которого была написана та или иная партия, — и в связи с этим получал частное наименование: сопрановый (если помещался на первой линии ), меццо-сопрановый (на второй линии ), альтовый (на третьей линии ), теноровый (на четвертой линии ) и баритоновый (на пятой линии ). Смещение ключа на ту или иную линию нотного стана позволяло учитывать возможности диапазона данного голоса и избегать при этом большого количества добавочных линий, что значительно упрощало чтение нот.
Каждый ключ ставится только на одной из линий нотного стана (на добавочных линиях и в промежутках между линиями ключи не пишутся ), а все вместе они образуют единую систему, в центре которой размещаются ключи До, а по краям — ключи Соль (слева ) и ключи Фа (справа ). В следующей схеме для сравнения показано местонахождение ноты до первой октавы во всех ключах:
В этой системе есть своя субсистема, образуемая только скрипичным и басовым ключами, которые как бы продолжают друг друга, а соединяющим их звеном является нота до первой октавы, которая в скрипичном ключе пишется на первой добавочной линии снизу, а в басовом — на первой добавочной сверху, то есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами и объединяющей их в одну одиннадцатилинейную систему:
В настоящее время из всех разновидностей ключа До практическое значение сохранили лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смычкового альта, а в теноровом — высокие ноты для виолончели и тромбона. Тем не менее все ключи До могут с успехом использоваться при транспозиции, значительно облегчая ее, особенно при чтении с листа.
По материалам книги Б. Алексеева и А. Мясоедова - Элементарная теория музыки
Фото приколы - оригинальные двери и окна))
Понедельник, 28 Марта г. 19:35 + в цитатник
решетка без окна
двери -лесницы
дверь в крыше
Интересно для кого создаются эти двери )
Запись звуков
Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей: головок – или штилей (палочек), соединяющихся с нотной головкой слева вниз: или справа вверх: флажков (хвостиков) . соединяющихся со штилем только справа от него: вязок (продольных линий) соединяющие штили: .
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом:
Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка – первая, следующая за ней - вторая и т.д.
Более высокие или низкие звуки записываются на добавочных линейках.
Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца: На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем. Добавочные линейки под нотоносцем называются нижними добавочными линейками и считаются сверху вниз от нотоносца.
Музыкальный звукоряд
Все применяемые в музыке звуки, расположены в определенном высотном порядке, которые образуют музыкальный звукоряд. Всего основных звуков звукоряда семь: до(C), ре(D), ми(E), фа(F), соль(G), ля(A), си(H).
Одинаковые по звучанию звуки – октавные звуки, а ближайшее расстояние между ними называются октавой. Каждая октава в соответствии с названиями звуков делятся на семь ступеней: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья, фа – четвертая, соль – пятая, ля – шестая, си – седьмая ступень.
В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков. Есть скрипичный и басовый ключ.
Скрипичный ключ (или ключ соль ) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.
Басовый ключ (или ключ фа ) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.
Длительность нот
Музыкальные звуки различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя. За единицу счета (равномерного удара) можно принять любую длительность: качание маятника, секунду.
Единицей счета обычно служит четвертая нота. Она изображается черной головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Такая четвертная нота, или четверть, звучит только в продолжении одного удара (счета):
Звук, который звучит на протяжении двух ударов (на два счета), обозначается половинной нотой. Она изображается светлой головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Длительность половинной ноты равна двум четвертым:
Звук, который длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета), обозначается целой нотой. Она изображается большой светлой головкой без штиля: Длительность целой ноты равна двум половинным нотам, или четырем четвертым:
Кроме целых, половинных и четвертных нот, существуют и более мелкие длительности нот.
Восьмая нота по времени общего звучания вдвое короче четвертной и изображается черной головкой со штилем и флажком: или .
Длительность двух восьмых равна одной четверти:
Для удобства чтения восьмые ноты часто соединяются между собой поперечной чертой (вязкой): например, вместо пишут или , или .
Для отсчитывания восьмых нот прибегают приему дробления каждого четвертного счета вспомогательной буквой и , которая делит время, отведенной на звучание четвертной ноты, пополам. В этом случае следует считать всегда раз и , два и и т.д.
Пример: известная всем детская песенка Маленькой елочке
Ноты, длительность которых вдвое короче восьмых, называются шестнадцатыми и изображаются черной головкой со штилем и двойным флажком вверху или внизу . Несколько шестнадцатых нот обычно соединяются двумя поперечными чертами: .
Шестнадцатые ноты, как и восьмые, считаются с добавлением и , причем на каждый счет исполняют две ноты:
Для лучшего усвоения шестнадцатых длительностей к каждой счетной единицы добавьте счет та
Более мелкие длительности – тридцатьвторые – по времени звучания вдвое короче шестнадцатых. Эти ноты обозначаються: и .
Такие мелкие длительности встречаются сравнительно редко.
Также для увеличения длительности используют следующие знаки:
1.Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину.
2.Две точки у ноты (или у паузы) увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.
3.Лига – дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность.
Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.
4.Фермата – знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata – остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой.
Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.
Длительность пауз
Мелодии музыкальных пьес временами прерываются, затем звучание их опять возобновляется. Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот).
Целая пауза равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца:
Половинная пауза равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца:
Четверная пауза равна по длительности четвертой ноте и обозначается:
Восьмая пауза равна по длительности восьмой ноте и обозначается следующим знаком:
Шестнадцатая пауза равна по длительности шестнадцатой ноте и обозначается знаком:
Тридцать вторая пауза равна по длительности тридцать второй ноте и обозначается знаком.
Tакт, тактовый размеры
Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты (отрезки времени) отделяются друг от друга вертикальными четами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.
В начале музыкального произведения после ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой (в виде дроби): 2/4 3/6 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте (на сколько считать), а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, или другая).
Например, размер 2/4 (две четверти) означает, что счет в каждом такте ведется на два, то есть раз, два , pаз, два и т.д. Сумма длительностей в каждом такте всегда одинакова.
Первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом наблюдается периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений.
Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном примерах отмечается знаком акцента ) и нескольких следующих за ней слабых.
В двухдольном такте (2/4) первая доля ( раз ) – сильная, вторая ( два ) – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ( раз ) – сильная, вторая ( два ) – слабая, третья ( три ) – слабая.
Двухдольные и трехдольные такты называются простыми.
Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента (на первом и на третьей долях), причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.
Понятие о мелодической линии
Не всякая последовательность звуков образует мелодию (мелодическую линию). Мелодией следует считать такое последование звуков, которое воспринимается нашим ухом как наиболее естественное, благозвучное, передающее то или иное настроение или чувство. Вот почему при разучивании пьесы следует уделять большое внимание выразительному исполнению мелодии (мелодической линии).
Теория музыки, темп
Темпом называется та или иная скорость исполнения музыкального произведения.
Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.
Основная скорость исполнения (темп) указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:
Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.
Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя
A tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).
Оттенки исполнения
При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Источники: http://spacenation.info/25-klyuchi-sol-fa-i-do-chast-2.html, http://www.liveinternet.ru/users/secret_girl_/page74.shtml, http://nnsokolov.ru/articles/musictheory
Открытые И Закрытые Наушники Разницаоткрытые и закрытые наушники разницаВыбираем наушники: открытый и закрытый типСлушать музыку в наушниках, совершая прогулку – это занятие стало любимым ... |