Как Сочинить Мелодию На Фортепиано
Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации
Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.
Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.
Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.
Что важно для импровизации?
Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:
- Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в барокко ) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель. Необходимость музыку формовать. то есть придавать ей какую-либо из музыкальных форм – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо). Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в жанре вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма). Выбор стиля – тоже важное определение. Стиль – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича). Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро. в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп? Фактура. если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).
Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.
Как научиться импровизировать: немного из личного опыта
Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии. Это даёт творческую свободу.
Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.
Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.
Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину композиторы учились, переписывая ноты других композиторов.
Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом. Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.
Основные методы или приёмы импровизации
Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.
Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе
Итак, вот некоторые приёмы импровизации:
Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:
- поменять лад (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре) перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым аккомпанементом мелодия будет звучать по-другому поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.
Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:
- Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически. Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево. Если в мелодии есть скачки на широкие интервалы (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его). Сочинить новую мелодию -ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески. Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры. Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и характер музыки !
Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.
Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).
Живой пример импровизации: Денис Мацуев #8212 известный пианист импровизирует на тему песенки #171 В лесу родилась ёлочка#187 !
В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!
Автор – Милена Иванова
Г. Омск
У любого ученика после первых месяцев занятий на фортепиано появляется желание подобрать какую-нибудь популярную мелодию. Как правило, это заканчивается подбором мелодии «одним пальцем», а в лучшем случае еще и гармонии.
А как из всего этого сделать красивую композицию? Думаю, этот вопрос возникал у многих учеников даже после окончания музыкальной школы, а и иногда и училища.
Попытавшись решить этот вопрос, я столкнулся с проблемой: вся имеющаяся литература по импровизации, аранжировке была ориентирована в первую очередь на теоретиков или хоровиков. Доступных для ученика учебников по импровизации мне не попадалось. В результате этого постигать все тонкости пришлось самостоятельно, слушая и анализируя игру других музыкантов, сопоставляя ее с теми теоретическими знаниями, которыми я к тому времени овладел.
Данная разработка – это своеобразное обобщение всех знаний, которые я получил за годы работы над данной проблемой. Возможно, искушенный музыкант, прочитав мою работу, найдет в ней много прописных истин, но именно их мне не хватало, когда я начинал осваивать импровизацию и аранжировку.
Данная работа представляет интерес для тех, кто хочет научиться импровизировать, но не знает, с чего начать, а также педагогам, занимающимся с учениками подбором по слуху и импровизацией.
Основные составляющие мелодии. Аккордовая фактура.
В любой фортепианной пьесе можно выделить ведущий голос, как правило, верхний, и гармоническое сопровождение. Верхний голос легко построить, опираясь на гармонию, используя аккордовые и неаккордовые звуки: задержания, вспомогательные и прочие. Поэтому сначала необходимо научиться свободно строить и ставить на фортепиано аккорды. В качестве первого упражнения можно взять простейшую последовательность:
Аккорды играем правой рукой, а левой – основные ступени ( . т.е. приму данного аккорда):
Можно использовать и другие обращения аккордов. Необходимо только следить, чтобы они были расположены близко друг к другу ( и т.п.). В учебной практике музыкальных школ эти упражнения удобно приурочить к игре гамм.
Следующий шаг – использование задержаний и вспомогательных звуков к верхнему голосу. Сначала вся аккордовая последовательность играется (и выучивается!) с нижним вспомогательным звуком, а затем с верхним:
Потом играем ту же последовательность с задержанием сверху, а затем – снизу:
Когда эти упражнения будут легко получаться, попробуем чередовать задержания и вспомогательные:
Желательно с первых же упражнений использовать педаль, поскольку в дальнейшем она станет просто необходимой.
После освоения этих упражнений, усложним задачу. Будем использовать на одну функцию по два обращения:
Это даст возможность применить проходящие звуки.
Интересен тот факт, что в мелодии при этом получится секвенционное развитие:
Мелодия будет более выразительной, если применить хроматические неаккордовые звуки.
При работе с учащимися надо обратить их внимание на различие между проходящим звуком и задержанием: проходящие приходятся на более слабое время такта, чем основные звуки аккорда, а задержание – наоборот:
В педагогической практике учащимся можно давать задания сочинить или, вернее сказать, составить мелодию на аккордовую последовательность, с заранее расписанным ритмическим рисунком мелодии, где четко расписано местоположение всех неаккордовых звуков.
Усложнение гармонической сетки и фактуры.
Еще один очень часто применяемый аккорд – аккорд, построенный на II ступени лада. Это может быть как трезвучие, так и септаккорд. Септаккорд легко построить следующим образом. в правой руке субдоминанта, в левой – II ступень гаммы. Таким способом в пьесах можно заменить любую субдоминанту на септаккорд второй ступени ( II 7 ).
Следующий шаг – усложнение ритмического рисунка в левой руке. Будем играть так: на первую долю – бас (прима аккорда), а затем, в восходящем движении, квинта и терция. Ученикам с маленькой растяжкой можно посоветовать упрощенный вариант: прима-квинта-прима:
Возможны и другие варианты (см. нотное приложение, «Фантазия…» второй такт).
Выбор конкретной фактуры зависит как от технических способностей музыканта, так и от поставленных художественных задач. Например, в начале композиции вряд ли стоит брать бас в октавном удвоении, в нижнем регистре, и звуки аккорда в широком расположении, с применением септим, если, конечно, нет художественной необходимости.
В качестве наглядных примеров практического использования всего выше написанного, можно разучить несколько песенок. Разберем в качестве примера песню «Елочка» М. Красева, предварительно записав ее в виде аккордовой последовательности. На D 7 в 3- м и 6-м тактах – задержание:
В левой руке во второй половине пятого такта вместо IV ступени возьмем II ступень лада.
Источники: http://music-education.ru/kak-nauchit-sya-improvizirovat-na-fortepiano-priyomy-improvizatsii/, http://www.fonoimprovis.narod.ru/book.htm